среда, 20 августа 2008 г.

В Москве работает около 9 тысяч терминалов быстрой оплаты

Нажатие нескольких клавиш освободит вас от длительного стояния в очереди Вы можете себе представить, что первый платежный терминал, позволяющий производить мобильные платежи за считаные минуты, был установлен в России, в Москве, компанией “Элекснет” всего лишь 6 лет назад, в марте 2002 года? А сегодня, утверждают эксперты, автоматами по приемке платежей пользуются свыше 100 миллионов россиян ежемесячно! В прошлом году оборот рынка моментальных платежей в нашей стране составил 14,6 миллиарда долларов. Однако как и всякий развивающийся рынок, сегмент мобильных платежей столкнулся с немалыми проблемами. Вы, например, задумывались, кому доверяете свои деньги, пользуясь тем или иным терминалом? Располагаете ли вы стопроцентной гарантией, что ваш платеж дойдет до адресата? А если не дойдет, как вернуть свои деньги? Законодатели решили исправить ситуацию, что оказалось не так-то просто. Платежная задачка близка к разрешению, но пока формально множество платежных терминалов работает незаконно!

От сети в сети
В ноябре прошлого года вступило в силу распоряжение Центрального банка страны №1842-У “О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физического лица…” Запутанное название для обывателя. Суть же распоряжения состояла в том, что компаниям, осуществляющим прием мобильных платежей от населения – владельцам терминалов, – предписывалось либо получить банковскую лицензию (что, естественно, может сделать только банк), либо заключить договоры с кредитным учреждением. А ведь до того хозяева терминалов заключали договора – так называемые агентские соглашения – напрямую, например, с МГТС, операторами сотовой связи, коммунальными организациями. Над рынком мобильных перечислений нависла угроза масштабного кризиса. И лишь устная договоренность ЦБ, Министерства финансов и МВД – своего рода пакт о ненападении – позволяет пока системе действовать в прежнем режиме. Получается, что в настоящее время, исходя из буквы закона, – а ведь суд в случае неприятностей опирается исключительно на закон– мы не защищены от возможных коллизий. К примеру, год назад в Мурманске была закрыта крупная для этого города сеть терминалов, насчитывающая 40 аппаратов.
Как выяснилось, безвозвратно исчезло несколько десятков миллионов рублей. Люди, исправно перечислявшие деньги в адрес операторов сотовой связи и коммунальных служб, оказались должниками.

Чьих, робот, будешь?
В самом деле, когда имеешь дело с деньгами, надо точно знать, кому ты их доверяешь, на основании каких документов и соглашений, куда обращаться в случае чего. Так вот выходит, что на данный момент, пользуясь таким уже привычным и, скажем прямо, пока незаменимым платежным терминалом, мы зачастую доверяем свои кровные неизвестно кому. Сегодня терминальными сетями владеют, во-первых, банки. Во-вторых, компании, специализирующиеся на приеме мобильных платежей. Эти фирмы имеют соответствующие договора с кредитными организациями.
А третий участник рынка – “вольные казаки”, т. е. коммерсанты, зачастую даже не имеющие статуса юридического лица – индивидуальные предприниматели, у которых с банками никаких соглашений нет. А вы знаете, что стандартный автомат-терминал можно приобрести за 60–80 тысяч рублей? И никаких тебе лицензий, госконтроля.
Понятно, гораздо дороже может стоить аренда удобного места для установки терминала. В раскрученном супермаркете за аренду потребуется заплатить подчас не менее 3–5 тысяч долларов в месяц. Но ведь всегда есть возможность договориться, не правда ли? Ты мне позволяешь дешево арендовать место, я тебе – недорогие услуги по обналичке. Лепота. Так вот, “вольные казаки” захватили львиную долю рынка и упускать ее у них нет никакого резона. За счет дешевизны своих услуг они успешно теснят с рынка мобильных платежей банки.
Кто же действует в Москве, так сказать, абсолютно легитимно? Это 15–16 больших терминальных сетей. Самые крупные из них – “КиберПлат”, “Объединенная система моментальных платежей” (ОСМП), е-port, “Элекснет”. В последнее время подтягиваются и более молодые, динамично развивающиеся сети – скажем, “Плат-Форма”, которую формирует СДМ-банк.
Или сеть системы “Международных денежных переводов “Лидер”. Что сегодня умеют эти роботы-терминалы? Они принимают плату за услуги операторов сотовой связи, жилищно-коммунальные услуги, т. е. квартплату, перечисления в адрес МГТС (стационарный телефон) и Мосэнергосбыта (электричество).
Кроме того, терминалы самообслуживания позволяют платить за услуги IP-телефонии, спутниковое телевидение, Интернет. Наконец, в последнее время терминалы научились принимать платежи в качестве погашения кредитной задолженности перед определенными банками. А также деньги для пополнения виртуальных кошельков, при помощи которых совершаются покупки во всемирной интернет-паутине. Пока, правда, подавляющее число терминальных платежей производится в адрес операторов мобильной связи.
Постепенно терминалы расширяют спектр услуг. Скажем, весной нынешнего года через терминалы ОСМП можно было заплатить за билеты на мюзикл Mamma Mia! Системой “Лидер” была разработана программа “Платежи ГИБДДon-line”. Эти платежи принимают как терминалы самой системы, так и аппараты “Элекснета” и “Плат-Формы”.
Благодаря этой услуге в течение двух-трех минут можно заплатить штраф, выписанный инспекторами дорожной инспекции, перечислить средства за регистрацию автомобиля, выдачу водительских документов, гостехосмотр.

На законном основании
Итак, огромное количество платежных терминалов, по крайней мере до осени нынешнего года остаются как бы вне рамок закона. Потому что Госдума перенесла именно на осень рассмотрение проекта федерального закона №68783-5 “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами”. А именно этот закон и должен отрегулировать все возникшие разногласия и предоставить населению гарантии доставки и сохранности перечисляемых денег. В частности, статья 9 проекта предусматривает обязанность компании – владельца терминала снабдить аппарат информацией об адресе места приема платежей, наименовании и местонахождении фирмы, организующей прием средств, или тех, кто делает это от имени данной компании, номерах телефонов всех участников “переводного” процесса. Т. е. этот нормативный акт гарантирует, что коль скоро по какой-то причине ваш платеж не дошел до адресата, вы сможете предъявить конкретные претензии. Статья 10 закона формулирует особые требования к кассовому чеку, выдаваемому терминалом. А ведь далеко не каждый аппарат печатает чек. И если чек есть, всегда ли вы его берете? А ведь это документ, подтверждающий факт сделанного вами платежа. Нет бумажки – вы кто? Вот именно. В чеке же указывается не только сумма платежа, но и его дата, номер чека, адреса и телефоны, адрес терминала. Мало ли где вы совершили платеж? Нет чека – ничего не докажете.
Между тем, полной ясности пока нет. Законопроект, по мнению критиков, имеет немало пробелов. Документ, поддержанный, кстати, Минфином, Федеральной антимонопольной службой и Министерством связи, предусматривает наличие как банковской схемы перечисления денег, так и прямой, когда компания – владелец терминала – заключает договор с организацией – получателем средств, тем же Билайном, к примеру, или МТС – напрямую, минуя банки. Банкиры недовольны: сможет ли второй канал перечисления средств надежно контролироваться, не открывает ли лазейки для отмывания денег? Есть ли полная уверенность в том, что получив от клиента средства, фирма не воспользуется ими по собственному усмотрению? Не получится ли так, что будет создан некий дублер банковской системы, причем не слишком эффективно контролируемый? Тем временем, Международная организация по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ) нелестно отозвалась о намерении России разрешить небанковским организациям влезать в банковские дела (заниматься перечислением средств). А ФАТФ – очень влиятельная контора. Сторонники проекта указывают, что Статья 4 документа обязывает оператора по приему платежей предоставлять в ЦБ России информацию о своей деятельности, причем объемы, порядок и сроки получения ее должен установить сам Центробанк. Возможно, будет создан специальный надзорный орган, регулирующий деятельность рынка моментальных платежей.
Рассмотрение закона о мобильных платежах назначено на 19 сентября. И это очень важно. Представляете ситуацию, при которой половина существующих терминалов будет вынуждена закрыться? А ведь каждый мобильный платеж экономит в среднем 20–30 минут личного времени. В Москве, с ее перенаселенностью и вечными пробками, вместо того, чтобы за полминуты кинуть деньги на счет через терминал, дабы оператор не заблокировал ваш мобильный телефон, бегать или ездить в поисках офиса и маяться в огромных очередях? В то время как терминал стоит в любом подземном переходе, подле всех станций метро, во всех крупных магазинах.
Перспективка! Будем надеяться, что законодатели сумеют принять Соломоново решение. Ведь время – деньги, не так ли? Каждая минута – на счету.

Цифра “ВМ”
В 2007 году число точек, принимающих моментальные платежи, достигло в России 300 тысяч и возросло по сравнению с предыдущим годом в два раза. Средний платеж посредством терминала составляет 83 рубля. 96 процентов всех платежей осуществляется в адрес операторов мобильной связи. В столице на каждые 1159 жителей приходится один терминал.При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: «Газета «Вечерняя Москва» - московские новости.» на первоисточник обязательна. Владимир РАТМАНСКИЙ

0 комментариев:

О сайте

Этот сайт посвящен последним новостям из сферы плтаежных систем: от систем приема платежей до банковских платежных систем, от оплаты услуг ЖКХ через терминалы самообслуживания до оплаты услуг с помощью мобильного телефона.

Архив сайта

  © Профессиональный шаблон от Ourblogtemplates.com 2008

НАВЕРХ