четверг, 20 ноября 2008 г.

Электронные платежи: ставки растут

За последний год средняя комиссионная ставка на платежных терминалах в Петербурге выросла с 3 до 5% - на 66%. Комиссия на отдельных терминалах достигает 6%. Пока это максимальный процент, зафиксированный на территории города. И это не предел, потому что владельцы аппаратов, увеличивая комиссию, ссылаются на растущую арендную плату.

Сегодня комиссия воспринимается как непременный атрибут платежа. Хотя дилерские сети отменили процентную ставку за проведение оплаты услуг сотовой связи, осадок остался. Тем более, существует возможность, что дилеры, скупаемые операторами, будут принимать платежи выборочно (история с "Беталинком", отказавшимся работать с "Билайном"). Число абонентов, предпочитающих оплату в салонах, год от года сокращается. Сейчас, по оценкам аналитиков, порядка 35% пользователей платят за сотовую связь у дилеров, у которых также установлены терминалы, а 65% - через терминалы, расположенные в магазинах, торговых комплексах, у входа в метро.

Расчеты посредством банковской карты также предполагают отсутствие комиссии, однако количество держателей подобных карт, да еще осведомленных о возможностях оплаты услуг через банкомат, по-прежнему не велико.

По оценкам ИАА «Недели сотовых технологий», В Петербурге и Ленобласти установлено более 6 тыс. терминалов. По количеству собственных устройств лидирует ОСМП (бренд «Киви»), у этой платежной системы порядка 3 тыс. терминалов. Еще один крупнейший участник рынка, «Киберплат», не ведет собственной статистики, но только у его партнера «Новоплата» в Петербурге около 1,5 тыс. терминалов. 620 устройствами располагает система E-port.

Интересно, что жители двух столиц пользуются электронными платежными системами (ЭПС) с практически одинаковой интенсивностью. Так, средний чек с одного платежа в Москве составляет 127 руб., а в Петербурге - 124 руб. При этом выручка за день в Москве оказалась даже ниже: 9 тыс. руб. с одного терминала - в столице и более 10 тыс. руб. с терминала – в Петербурге. В «Неделе сотовых технологий» пояснили, что эти цифры составлялись на основе данных от четырех крупнейших платежных систем; небольшая разница в пользу Петербурга объясняется тем, что плотность терминалов в столице гораздо выше.

В Петербурге плотность терминалов также достаточна – особенно это заметно в метрополитене и в городских гипермаркетах, когда количество терминалов, сосредоточенных в одном месте, может достигать шести и более. Однако иногда компании удается заключить договор на «эксклюзивное» обслуживание объекта. Например, ТЦ «Невский» (метро ул. Дыбенко) и ТЦ «Радуга» (метро «Парк Победы») обслуживают терминалы, принадлежащие одному владельцу (в первом случае это ОАО «Сегмент» с терминалами «Киви», во втором – ООО «Фастпей.Ру» с терминалами «Киберплат»). Впрочем, процентная ставка у владельца терминала от этого не снижается – остается неизменной, независимо от того, сколько прибыли приносит аппарат. Величина комиссии в настоящее время варьируется от 4 до 6%.

Практически каждый владелец терминала пытается обезопасить себя при перечислении небольшой суммы. Чаще всего можно встретить предупреждение о минимальной сумме комиссии (4 руб., 5 руб. и т.д.), которая будет обязательно снята, даже если платеж составит несколько 10-рублевых купюр. В некоторых терминалах «10-рублевками» расплачиваться нельзя, как, например, в аппаратах «Все сразу» («Кассира.нет»).

Одни компании предусматривают изменение процентной ставки в зависимости от суммы платежа (чем больше платеж, тем меньше комиссия), другие используют фиксированную ставку. Отмена комиссии при достижении определенной суммы является, скорее, исключением. Подобное правило действует на терминалах «Элекснет» при превышении «лимита» в 200 руб. хотя бы на 1 руб.

В системе e-port объясняют, что процентная ставка формируется из нескольких показателей. Размер ставки зависит от условий договоров e-port с компаниями, в пользу которых принимаются платежи, поясняет директор Северо-Западного филиала Группы e-port Сергей Базанов. Отсюда возникают ситуации, когда на одном и том же терминале для разных провайдеров установлен разный размер комиссии.

«Причины изменения комиссионной ставки могут быть разными в каждом конкретном случае. Например, росту процентной ставки способствует повышение арендной платы или уменьшение проходимости места, где расположен пункт приема платежей. Также на размер комиссии может повлиять изменение размера вознаграждения, выплачиваемого провайдерами», - рассказал Базанов.

Сами владельцы терминалов 66%-ное увеличение комиссионной ставки связывают с ростом арендной платы. Насколько оба процесса пропорциональны один другому, проследить почти невозможно. Последнее «громкое» повышение арендной платы произошло в декабре прошлого года, когда петербургский метрополитен увеличил арендную ставку для банкоматов и платежных терминалов почти в два раза. В итоге, многие ЭПС согласились со 100%-ным ростом комиссии.

Впрочем, аналитики отнюдь не уверены, что комиссионная ставка на терминалах продолжит расти теми же темпами. Разговоры о пересмотре завышенной арендной платы в Петербурге продолжаются, а самим платежным системам не выгодно пугать пользователей высокими процентами на фоне разброда в дилерских сетях.

Наталья Рыжкова CellNews

0 комментариев:

О сайте

Этот сайт посвящен последним новостям из сферы плтаежных систем: от систем приема платежей до банковских платежных систем, от оплаты услуг ЖКХ через терминалы самообслуживания до оплаты услуг с помощью мобильного телефона.

  © Профессиональный шаблон от Ourblogtemplates.com 2008

НАВЕРХ